Ольга Владимировна Розанова родилась 21 или 22 июня1886 г. уездном городе Меленки Владимирской губернии. Русская
Отец Розановой — Владимир Яковлевич Розанов, уездный исправник, коллежский асессор
Мать — Елизавета Васильевна Розанова (в девичестве Орлова), дочь священника.
В Меленках у Розановых был собственный деревянный дом на Казанской улице, недалеко от Покровского собора.
В 1896 году семья Розановых переехала во Владимир, где поселилась в доме Елизаветы Васильевны на Борисоглебской улице (ныне — Музейная улица).
Здесь с 1896 года по 1904 год Розанова училась в женской гимназии, после окончания которой уехала в Москву, чтобы учиться живописи.
В Москве снимала комнату на 3-й Тверской-Ямской улице.
1904-1907 гг. - училась в Художественном училище живописи и скульптуры Анатолия Петровича Большакова (Мясницкий проезд, 4).
Ученические этюды этого периода относятся к наиболее ранним из известных работ Розановой.
В августе 1907 года Розанова пыталась поступить в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, однако получила отказ и продолжила заниматься в частных студиях. В некрологе, помещённом в газете "Искусство" 5 января 1919 года, упоминается, что художница всё же посещала Строгановское училище, но недолго, так как её не удовлетворяла царившая там система преподавания. Искусствовед и специалист по творчеству Ольги Розановой Нина Гурьянова считает, что она могла некоторое время посещать училище в качестве вольнослушательницы
В конце 1907 года поступила в Художественную школу Константина Юона. По мнению Гурьяновой, уроки в этой школе оказали наибольшее влияние на творческое становление Розановой.
В конце 1900-х в мастерской Юона учились рисунку и живописи будущие авангардисты Любовь Попова, с которой Розанова сдружилась уже в 1907 году, Надежда Удальцова, Алексей Кручёных и Сергей Шаршун, в 1914—1915 годах — Варвара Степанова.
В начале 1910 года в Cанкт-Петербурге познакомилась с Николаем Кульбиным и через него с Михаилом Матюшиным и Еленой Гуро, на квартире которых приняла участие в создании общества художников "Союз молодёжи". В 1911 году Розанова переехала из Москвы в Петербург и поступила в художественную школу Елизаветы Званцевой, где в то время преподавали Мстислав Добужинский и Кузьма Петров-Водкин, но вскоре оставила её. Тогда же сблизилась с Павлом Филоновым, Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным и Владимиром Маяковским. После переезда в Петербург участвовала во всех выставках "Союза молодёжи" и стала одним из его наиболее активных членов
В 1912 году познакомилась с поэтами-футуристами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. С последним её связывали близкие, интимные отношения: они несколько раз расставались и не жили подолгу вместе.
В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В 1913—1914 годах они опубликовали книгу "Тэ ли лэ", используя технику цветного гектографирования. В 1915—1916 годах использовали в футуристической книге метод коллажа. В 1915 году художница применила коллаж в иллюстрировании "Заумной гниги" Кручёных и Алягрова и в альбоме "Война" 1916 года со стихами Кручёных[15].
В 1916 году присоединилась к обществу "Супремус", возглавляемому Малевичем. К этому времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов. В том же году вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич, Александра Экстер, Нина Генке, Любовь Попова, Ксения Богуславская, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Иван Пуни и другие) работала в артелях деревень Вербовка и Скопцы. Под влиянием Кручёных писала заумные стихи.
После 1917 года занималась реорганизацией искусства и руководила художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.
7 ноября 1918 года умерла от дифтерита в Солдатёнковской больнице. Похоронена в Новодевичьем монастыре, рядом с Чеховым. Могила утрачена.
Художница книги и декоративно-прикладного искусства, автор статей по искусству, поэтесса.
Одна из крупнейших представительниц русского авангарда с уникальным колористическим талантом. Пройдя несколько направлений авангарда, вышла через супрематизм к цветописи, на несколько десятилетий предвосхитив развитие абстрактного искусства. В 1917 году создала один из шедевров беспредметной живописи XX века — картину "Зелёная полоса"
Персональные выставки
1918 (декабрь) — 1919 (март) — Москва, Первая Государственная выставка. Посмертная выставка картин, этюдов, эскизов и рисунков О. В. Розановой
1992 — Москва, Санкт-Петербург, Хельсинки. "Ольга Розанова. 1886—1918"
2003 — Москва, Московский центр искусств. "Червовая Дама русского авангарда"
2007 — Москва, Выставочный зал в Толмачах (Государственная Третьяковская галерея). "…увидеть мир преображённым"
2023-2024 - Москва, ГЭС-2
Память:
Имя Розановой было присвоено Иваново-Вознесенской художественной школе.