• Прокофьев Сергей Сергеевич, композитор

    Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23 апреля) 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области Украины) в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910). Воспитание сына взяла на себя мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова; 1855—1924), которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте девяти—десяти лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 годах брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. С 1904 года учился в Петербургской консерватории: у Н. А. Римского-Корсакова — по инструментовке, у А. К. Лядова — по композиции, у Я. Витола — по музыкально-теоретическим дисциплинам, у А. Н. Есиповой — по фортепиано, у Н. Н. Черепнина — по дирижированию. В годы учёбы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским. Окончил консерваторию: как композитор — в 1909 году, как пианист — в 1914 году. Ему присудили золотую медаль и премию им. А. Рубинштейна — рояль. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.

    С 1908 года выступал в качестве солиста, исполняя собственные произведения. В 1911 году А. В. Оссовский лично обратился с письмом к известному российскому издателю Б. П. Юргенсону (см. П. И. Юргенсон) в поддержку Прокофьева, на которое Юргенсон ответил согласием издать его произведения.

    Прокофьев вошёл в историю как новатор музыкального языка. Своеобразие Прокофьева наиболее заметно в области гармонии. При том что Прокофьев остался приверженцем расширенной мажорно-минорной тональности и не разделил радикализма нововенской школы, «прокофьевский» новаторский стиль гармонии безошибочно опознаётся на слух (как, например, в так называемой «прокофьевской доминанте»). Композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется во 2-й (1924) и 3-й (1928) симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный Ангел» и «Любовь к трём апельсинам». Новаторство Прокофьева не всегда находило понимание у публики. Так, во время премьеры Скифской сюиты зал наполовину опустел. Среди покинувших зал был известный композитор, директор Петербургской консерватории А. К. Глазунов.

    В конце 1917 года Прокофьев задумался об отъезде из России. В своём Дневнике он написал:

    Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду… И вот под этим флагом я встретил Новый год. Неужели он провалит мои желания?
    7 мая 1918 года Прокофьев выехал Сибирским экспрессом из Москвы и 1 июня прибыл в Токио; два месяца добивался американской визы и 2 августа отплыл в США.

    Прокофьев выступал в Америке и Европе; в 1927, 1929 и 1932 годах — в СССР. В 1936 году вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Коди́на, ставшей Прокофьевой (собственно Каролина Кодина-Любера[es], 1897—1989). Прокофьев с семьёй — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39.

    С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева стал более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Типичные примеры в музыке этого периода: балет «Ромео и Джульетта» и опера «Обручение в монастыре».

    С 1933 года был почётным профессором Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского (не преподавал).

    В 1936 году по инициативе Наталии Ильиничны Сац написал для её Центрального детского театра получившую всемирную известность симфоническую сказку Петя и волк. Премьера состоялась 2 мая 1936 года.

    Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано. Важнейшим сочинением военного периода стала грандиозная опера по роману Льва Толстого «Война и мир».

    С 1941 года Сергей Прокофьев жил уже отдельно от семьи. Через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15 января 1948 года композитор официально женился на Мире Абрамовне Мендельсон. В том же году его первая супруга была арестована и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря. В 1956 году она была реабилитирована и освобождена, позднее выехала из СССР. Лина Прокофьева умерла в 1989 году в Англии.

    Прокофьев написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (в двух сериях 1944—1945), свидетельствующую о его исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать в разных академических стилях.

    В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма. Если 6-я симфония со временем получила признание прокофьевского шедевра, то «Повесть о настоящем человеке», опера нестандартная и экспериментальная, остается недооцененной; полная версия оперы не ставилась на сцене и не записывалась.

    С 1949 года Сергей Сергеевич почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме писал сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт для виолончели с оркестром, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями.

    С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска (скульптор М. Л. Петрова).

    Личность Сергея Прокофьева
    С самых ранних лет С. Прокофьев обладал непростым характером, что можно заметить даже в самых ранних его произведениях (Токката соч.11, Ювенилия) . Когда он учился в консерватории, он постоянно стремился быть в центре внимания и часто демонстрировал свою эпатажность. Современники отмечали, что ярким был даже внешний вид Прокофьева. Он мог позволить себе яркие, броские цвета и сочетания в одежде, но при этом всегда одевался со вкусом.

    Взаимоотношения с другими композиторами
    Ещё во время учёбы в консерватории у него сложились теплые дружеские отношения с Н. Я. Мясковским, которые длились на протяжении всей его жизни. Несмотря на значительное различие музыкальных стилей С. В. Рахманинова и Сергея Сергеевича, отношения у них были вполне приемлемыми. Впоследствии Сергей Сергеевич записал на грампластинку Прелюдию № 5 соч.23 g-moll Рахманинова. Так же сложились и отношения Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Несмотря на их некоторые разногласия, Шостакович высоко ценил музыку Прокофьева, даже испытал его некоторое влияние. Не сложились у Сергея Сергеевича отношения только с И. Ф. Стравинским.

    Умер в1953 году на Новодевичьем кладбище.

    Звания, награды и премии
    шесть Сталинских премий:
    (1943) II степени — за 7-ю сонату
    (1946) I степени — за 5-ю симфонию и 8-ю сонату
    (1946) I степени — за музыку к кинофильму «Иван Грозный» (1944) 1-я серия
    (1946) I степени — за балет «Золушка» (1944)
    (1947) I степени — за сонату для скрипки и фортепиано
    (1951) II степени — за вокально-симфоническую сюиту «Зимний костёр» и ораторию «На страже мира» на стихи С. Я. Маршака
    Ленинская премия (1957 — посмертно) — за 7-ю симфонию
    народный артист РСФСР (1947)[12]
    орден Трудового Красного Знамени
    медали
    Член Королевской шведской музыкальной академии (1947)
    Reply Follow