• Нивинский Игнатий Игнатьевич, художник

    Нивинский Игнатий Игнатьевич

    Игнатий Игнатьевич Нивинский родился 30 декабря 1880 г. (11 января 1881 нового стиля) в Москве в семье поставщика мебели.

    • 1898 г. - окончил знаменитое Московское художественное училище им. Строганова — он и его друг, ставший мужем его сестры Веры, а впоследствии выдающимся художником Викентий Трофимов были удостоены золотой медали, дружно отказались делить её между собой и взамен выбрали поездку за границу за счёт училища для усовершенствования.
    • В начале 1910-х годов работал в области монументально-декоративной живописи: в частности, он оформлял Музей им. Александра III, а затем получил известность и как декоратор Бородинских торжеств — ему принадлежит оформление Царской ставки.
    • Преподавал в учебных заведениях:
      • 1898-1905 - Московское художественное училище им. Строганова
      • 1921-1926 - ВХУТЕМАС
      • 1926-1930 - ВХУТЕИН
    • В 1921 году стал профессором.
    • Творческое сотрудничество Нивинского с одним из ведущих архитекторов эпохи модерна Валентином Дубовским позволило создать в Москве новый тип жилого дома, сочетающего в себе одновременно черты дворца, замка и театральной декорации. Неудивительно, что многие из этих домов стали городскими легендами («Дом под рюмкой» на Остоженке, «Дом с рыцарем» на Арбате). По эскизам Нивинского расписывались парадные подъезды и квартиры. В доме братьев Стуловых (1913) в Малом Знаменском переулке роспись изображает пейзаж античной Италии: беспечных римлянок, виллы, утопающие в садах, триремы, плывущие по Средиземному морю. В знаменитом «Доме под рюмкой» (1909) на Остоженке роспись отсылает к мотивам средневековья. Символично, что дома, построенные Дубовским и Нивинским, нередко украшены фигурами рыцарей, а дом на Арбате (купца Я.Филатова,1913) в дополнении к ним — изящной фигурой королевы Гвиневры с комнатной собачкой у ног. Архитектурное мышление Нивинского выразилось и в эскизе собственного надгробного памятника на Новодевичьем кладбище, выполненного в виде стелы с итальянской раковиной-гребешком наверху.
    • Несмотря на прекрасное чувство цвета, выбрал «чёрно-белую» профессию гравёра и с 1912 года работал преимущественно как офортист. Был основателем и председателем Союза гравёров, созданного в 1918 году, позже стал членом объединения «Четыре искусства». Во многих гравюрах и офортах Нивинского можно проследить довольно сильное влияние Джованни Баттиста Пиранези.
    • С 1912 года жил и работал в построенном им самим доме-студии на 2-й Мещанской, 38. Студия стала известным культурным центром, где собирались художники, артисты, поэты и музыканты. В студии устраивались выставки, поэтические и музыкальные вечера. В 1934 году, после смерти Нивинского и согласно его завещанию, здесь была основана общественная мастерская столичных офортистов, членов Московского союза художников (МСХ), названная впоследствии его именем.
    • 1920-е - создал серию офортов «ЗАГЭС». Отдельную линию в его творчестве представляют пейзажные офорты («Синие камни. Кисловодск», «Итальянская сюита», «Кони св. Марка», «Пейзаж»).
    • Разработал оформление интерьера Траурного зала Мавзолея.
    • Работал как театральный художник в декорационных мастерских Малого театра, в театрах им. Вахтангова и «Эрмитаж» (некоторые его работы сделаны совместно с племянницей, художником-декоратором В. Трофимовой-Гребнер).
    • Евгений Вахтангов заинтересовался творчеством Нивинского, уже известного графика, найдя в нём единомышленника по умению передавать в лаконичных образах яркую театральность, и пригласил его в театр.
    • Совместная постановка «Эрика XIV» Стриндберга в Первой студии МХТ в 1921 году оказалась удачной. Трагедийность декораций «Эрика XIV» сменилась безудержной карнавальностью уникальной, ничуть не постаревшей за без малого век сценографии «Принцессы Турандот» в постановке Евгения Вахтангова, высоко оценённой как современниками, так и зрителями последующих поколений.
    • Обладал умением точно прочитывать образную структуру спектакля и передавать её в оформлении, поэтому при всей разности спектаклей, над которыми он работал, в них прослеживается его почерк:
      • 1924 - «Дама-невидимка», МХАТ 2-й
      • 1924 - «Театр Клары Гасуль», Третья Студия МХТ
      • 1926 - «Марион Делорм», Театр им. Вахтангова
      • 1927 - «Бархат и лохмотья», Малый театр
      • 1930 - «Пётр I», МХАТ 2-й
      • 1930 - «Цианистый калий», Московский драматический театр
      • 1933 - «Суд», МХАТ 2-й
    • Умер 27 октября 1933 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище (район Хамовники)
    Reply Follow