• Колдунов Александр Иванович, дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации

    Колдунов Александр Иванович, дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации

    Александр Иванович Колдунов родился 20 сентября 1923 года в деревне Мощиново Смоленской губернии в семье служащего. Русский.

    • Окончил среднюю школу в городе Электроугли Московской области. Учился в аэроклубе в Реутове.
    • В Красной Армии с 1941 года. Окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова. Был распределён в запасной авиаполк, но сумел добиться зачисления в действующую армию. С мая 1943 года в должности лётчика 594-го штурмового авиационного полка на фронте. Первая победа одержана 21 июня 1943 года над рекой Северский донец. Быстро набирал боевой счёт, также быстро рос в должностях: в течение нескольких месяцев 1943 года был младшим лётчиком, лётчиком, командиром звена, заместителем командира истребительной эскадрильи. С осени 1943 года до конца войны командовал эскадрильей. Наиболее отличился в таких операциях войны, как битва за Днепр.
    • К началу мая 1944 года командир эскадрильи капитан Колдунов совершил 223 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил лично 15 самолётов противника и 1 — в группе. За эти подвиги 2 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Колдунову А. И. присвоено звание Героя Советского Союза.
    • Всего за годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, в ходе которых им лично сбито 46 вражеских самолётов и 1 — в составе группы. Через три года, в составе группы награждённых к годовщине Советской Армии, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года майор А. И. Колдунов награждён второй медалью "Золотая Звезда", став дважды Героям Советского Союза.
    • Также на счету Колдунова был один бой против американской авиации. 7 ноября 1944 года в районе города Ниш в Югославии две группы (в общей сложности 27 самолётов) американских самолётов Р-38 по ошибке атаковали коллону советских войск, было убито 12 советских солдат и офицеров, в том числе командир 6-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-лейтенант Г.П.Котов. Для отражения налёта была подняты 9 истребителей во главе с Колдуновым. Рискуя жизнью, Колдунов приблизился к американским самолётам, показывая им красные звёзды на фюзеляже, но был обстрелян, а два советских самолёта — сбито. Ответным огнём были сбиты 3 (по советским данным) или 2 (по американским данным) самолёта США, в том числе одного сбил Колдунов. В конце концов ему всё-таки удалось добиться прекращения боя, поставив свой самолёт буквально перед носом ведущего группы американцев. Затем был большой дипломатический скандал, американцы признали ошибку и принесли извинения, но сбитые американские самолёты нашим лётчикам засчитаны не были. По неподтверждённому мнению, в 1948 году вторую звезду Героя он получил как раз за сбитых американцев.
    • Всю войну летал на истребителях А.С.Яковлева дважды был легко ранен, несколько раз возвращался на повреждённом самолёте, но сбит не был. Входит в первую десятку наиболее результативных советских истребителей периода Великой Отечественной войны.
    • Продолжил службу в истребительной авиации ВВС. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию в Монино. Командовал истребительным авиационным полком, истребительной авиационной дивизией. В 1960 году окончил Военную Академию Генерального штаба. Переведён в войска противовоздушной обороны, несколько лет служил в Бакинском округе ПВО, был заместителем командующего и командующим истребительной авиацией округа, первым заместителем командующего войсками округа. С июля 1968 года — командующий 11-й отдельнйо армией ПВО (Дальний Восток).
    • С ноября 1970 года — командующий войсками Московского округа ПВО. С декабря 1975 года — первый заместитель Главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны страны. С 28 июля 1978 года — Главнокомандующий войсками ПВО. 31 октября 1984 года А. И. Колдунову было присвоено воинское звание Главный маршал авиации (маршал авиации с 1977 года, генерал-полковник авиации с 1972 года).
    • Снят с должности 11 июня 1987 года после скандального полёта немецкого пилота Матиаса Руста к Москве и его посадки на Васильевский спуск, поблизости от Красной площади
    • Проживал в Москве.
    • Умер 7 июня 1992 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Главный маршал авиации (1984).

    Член ВКП(б) с 1944 по август 1991 гг. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1971—1976 годах. Член ЦК КПСС в 1981—1990 годах. Депутат Совета национальностей Верховного Совета ССР 9-11 созывов (1974—1989) от Туркменской ССР.