• Гурченко Людмила Марковна, актриса

    Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове (УССР), в семье Марка Гавриловича Гурченко (1898—1973) и Елены Александровны Симоновой-Гурченко (1917—1999). По словам актрисы, её мать происходит из дворян, а отец — из батраков. Со дня рождения до начала Великой Отечественной войны жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире по адресу: Мордвиновский переулок, № 17.

    До начала войны родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской филармонии. Отец после работы на шахте заработал две грыжи. Он был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Несмотря на инвалидность и непризывной возраст, отец пошёл на войну. После освобождения Харькова 23 августа 1943 года, 1 сентября Людмила пошла в школу (в настоящее время гимназию) № 6, которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Бетховена.

    В 1953 году, после окончания десятилетки, она поехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня», в которой и поет, и танцует, и играет на рояле. ВГИК она окончила в 1958 году.

    Гурченко Л. М. — актриса Театра-студии киноактёра (до 1964 года), Московского театра «Современник» (1964—1966), артистка Госконцерта (1966—1969).

    В кино Людмила Гурченко дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). В том же году на экраны страны вышла новогодняя комедия молодого режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в которой главные роли, по настоянию Ивана Пырьева, сыграли известный Игорь Ильинский и студентка Людмила Гурченко. Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителям, и благодаря роли Леночки Крыловой Гурченко стала всесоюзной любимицей. В следующем году актриса снялась в комедии «Девушка с гитарой». Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Это послужило поводом для травли, и в советской прессе появились «разоблачительные» статьи. По утверждению некоторых источников актрису, оказавшуюся изгоем, не приглашали сниматься девять лет, однако в фильмографии Гурченко нет перерывов более одного года. Как сообщает русская редакция Би-Би-Си, со ссылкой на неназванных историков и искусствоведов, «Карнавальная ночь» вызвала недовольство советской номенклатуры, многие представители которой узнали себя в сатирическом образе директора ДК Огурцова. В интервью, опубликованном после её смерти в 2011 году, Гурченко называет причиной своей травли отказ от предложенного ей сотрудничества с КГБ и последовавший гнев министра культуры СССР Николая Михайлова. Актриса была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, и жила в общежитиях — первая квартира, по её словам, у неё появилась лишь после развода в тридцатилетнем возрасте.

    Гурченко проявила также и талант драматической актрисы, свидетельством чему её главная роль Марии в фильме «Рабочий посёлок» (1966). Переломным для неё стал фильм Виктора Трегубовича «Старые стены» (1973, премьера — 1974), где она исполнила роль Анны Георгиевны.

    Людмила Гурченко блестяще играла и пела в музыкальных лентах 1970-х годов: «Табачный капитан» (1972), «Соломенная шляпка» (1974, премьера — 1975, Леонида Квинихидзе), «Мама» (1976), «Небесные ласточки» (1976) и др.

    Среди лучших работ Людмилы Гурченко можно назвать её роли в фильмах «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Сибириада» Андрея Михалкова-Кончаловского, «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова, «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского, «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна, «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.

    Вышли несколько пластинок с песнями в исполнении Людмилы Гурченко.

    Последней работой Людмилы Марковны стал музыкальный видеоклип на песню Земфиры «Хочешь?», снятый в феврале 2011 года, за месяц до смерти актрисы. В клипе Гурченко исполняет песню, стоя среди экранных образов своих партнёров по киноработам, уже ушедших из жизни — Александра Абдулова, Юрия Белова, Олега Борисова, Евгения Евстигнеева, Александра Кайдановского, Андрея Миронова, Юрия Никулина, Олега Янковского.

    Семья
    Первый муж — Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын писателя Б. Пильняка и двоюродный брат грузинских режиссёров Георгия и Эльдара Шенгелая:
    дочь Мария Борисовна Королёва (Андроникашвили; род. 5 июня 1959);
    внук Марк Александрович Королёв (род. 22 сентября 1982, умер в возрасте 16 лет, 14 декабря 1998 года, от передозировки наркотиков);
    внучка Елена Александровна Королёва (род. 17 ноября 1983);
    правнучка Таисия Павловна (род. 11 февраля 2008) похожа на прабабушку, прабабушка её ни разу не видела;
    правнучка (род. 2010).
    Второй муж — актёр Александр Фадеев (1936—1993), приёмный сын писателя Александра Фадеева.
    Третий муж (1967—1970) — Иосиф Кобзон.
    Четвёртый (на протяжении 18 лет) — музыкант и аккомпаниатор актрисы Константин Тобяшевич Купервейс (род. 1949), сын писателя Тобяша Купервейа (род. 1922).
    Вплоть до своей кончины Людмила Марковна была замужем за продюсером Сергеем Михайловичем Сениным (род. 1955 в Одессе), с которым познакомилась во время съёмок фильма «Сексказка» по Владимиру Набокову.
    Двоюродный брат — Анатолий Егорович Гурченко (род. 1941), с сестрой не виделся 50 лет, живёт в деревне Дунаевщина под Смоленском, и двоюродная сестра Валентина, живёт в Эстонии.
    В моем активе роль Сатаны в облике женщины в первом отечественном эротическом фильме “Секс-сказка” по Набокову. Я пыталась воплотить свое понимание эротики как прелюдии, предвкушения, предощущения любовного акта. Теперь все, где нет животного соития, автоматически выпадает из “эротического разряда”. Я-то по наивности всегда полагала, что прекрасно эротичными могут быть улыбка, поступь, взмах ресниц, поворот головы. У меня очень твёрдое убеждение, что тут должен, обязан главенствовать такт...
    14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Она была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция, выписана 6 или 7 марта. 30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии. Прибывшая бригада «Скорой помощи» (в пути 21 минуту) не смогла её реанимировать и в 19:28 (UTC+4) была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж Людмилы Гурченко Сергей Сенин.

    Президент России Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин выразили соболезнования семье актрисы.

    Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище. Актриса похоронена рядом с другими артистами — Татьяной Шмыгой, Олегом Янковским и Вячеславом Тихоновым.

    30 сентября 2011 года, через полгода после смерти актрисы, с разрешения семьи в газетах был опубликован ряд материалов о тех днях, включая последние записи в личном дневнике самой Л. М. Гурченко.

    Наследство Гурченко было разделено между её дочерью и мужем.

    4 августа 2012 года на могиле Людмилы Гурченко на Новодевичьем кладбище был торжественно открыт памятник из черного гранита и белого мрамора (авторы Юрий Хоровский, Юрий Шабельников).

    Признание и награды
    Заслуженная артистка РСФСР (1969)
    Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — за роль в кинофильме «Старые стены»
    Народная артистка РСФСР (1977)
    Орден Трудового Красного Знамени (1981)
    Приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Маниле (1982) — за роль в кинофильме «Любимая женщина механика Гаврилова»
    Приз за лучшую женскую роль на XVI Всесоюзном кинофестивале (1983) — за роль в кинофильме «Вокзал для двоих»
    Лучшая актриса 1983 года по результатам опроса журнала «Советский экран»
    Народная артистка СССР (1983)
    Приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале комедийных фильмов в Габрово (1985) — за роль в кинофильме «Прохиндиада, или Бег на месте»
    Приз «За выдающийся вклад в профессию» на Кинофестивале «Созвездие» (1992)
    Государственная премия Российской Федерации (1994) — за роли в художественных фильмах последних лет
    Приз кинопрессы (в номинации «Моя любовь», 1996)
    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000) — за большие заслуги в области киноискусства
    Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «ОЛИМПИЯ» за 2003 год
    Премия «Золотой граммофон» (2004) — за исполнение песни «Петербург-Ленинград» в дуэте с Борисом Моисеевым
    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2005) — за большой вклад в развитие искусства и многолетнюю творческую деятельность
    Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2010)
    Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010
    Почётный гражданин Харькова (1999
    Победительница Национального рейтинга Украины «Королева успеха» — высшая награда рейтинга— орден «Народный Посол Украины»
    Роли в театре
    Московский театр «Современник»

    1963— «Без креста» В. Ф. Тендряков. Режиссёр: Олег Ефремов — Доярк
    1963— «В день свадьбы» В. С. Розова. Режиссёр: Олег Ефремов — Майка
    1964 — «Старшая сестра» А. М. Володин. Режиссёр: Олег Ефремов
    1964 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Постановка О. Ефремова и И. Кваши — Роксана
    1964 — «Всегда в продаже» В. Аксёнова. Режиссёр: Олег Ефремов — жена трубача[
    1965 — «Голый король» Е. Л. Шварца. Постановка О. Ефремова и М. Микаэлян — гувернантка
    1966 — «Вечно живые» В. С. Розова. Режиссёр: Олег Ефремов — Танечка
    Театр-студия киноактёра

    1964 — «Красное и чёрное» В. Стендаля. Режиссёр: Сергей Герасимов — Матильда де ля Моль
    1965 — «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера. Режиссёр: Давид Ливнев — Бьянка
    1966 — «Дурочка» Лопе де Вега. Режиссёр: Евгений Радомысленский
    Другие театры

    1991 — «А чой-то ты во фраке?» С. Никитина, Д. Сухарева (по «Предложению» А. П. Чехова). Режиссёр: Иосиф Райхельгауз — невеста (Школа современной пьесы)
    1993 — «Чествование» Б. Слейда. Режиссёр: Леонид Трушкин (Театр Антона Чехова)[
    1995 — «Поле битвы после победы принадлежит мародёрам» Э. С. Радзинского. Режиссёр: Андрей Житинкин — Инга Михалева (Московский академический театр Сатиры
    Reply Follow