• Архангельский Александр Александрович, Герой Социалистического Труда

    Александр Александрович Архангельский родился 17 (29 декабря) 1892 года в Казани.

    Окончив гимназию в Москве с медалью, Александр Архангельский в 1911 году поступил в Московский университет на физико-математический факультет, но уже в 1912 году перешёл учиться в Императосрское Московское техническое училище.

    За время учёбы в МВТУ Александр Архангельский стал участником воздухоплавательного кружка под руководством Н.Б.Жуковского, а затем и сотрудником аэродинамической лаборатории.

    С 1915 года Александр Архангельский преподавал в Московском воздухоплавательном училище и одновременно работал в Жуковском расчетно-испытательном бюро. В это время Александр Архангельский стал другом А.Н.Туполева, Б.С. Стечкина,в.П. Ветчинкина и А.А.Микулина.

    Окончив МВТУ в 1918 году, Александр Архангельский стал работать в недавно созданном Центральном Аэрогидродинамическом институте помощником заведующего авиационным отделом (заведующий — Андрей Туполев) и помощником заведующего изучения и разработки конструкций.

    Совместно с Б.С.Стечкиным Александр Архангельский в 1920-е годы спроектировал и построил несколько аэросаней «Арбес», ряд которых выпустили небольшими сериями.

    С 1922 года Александр Архангельский работал помощником у А.Н.туполева, а с 1926 года — заместителем главного конструктора.

    В 1932 году Александр Архангельский был назначен руководителем бригады скоростных самолётов в составе КБ Туполева, а в 1936 году — главным конструктором самостоятельного конструкторского бюро на авиазаводе № 22 в Филях, где возглавлял работы по запуску в серийное производство бомбардировщиков СБ.

    В 1938 году Александр Архангельский был арестован по ложному обвинению, но осуждён не был. Александр Архангельский был направлен в специальное конструкторское бюро ЦКБ-29, известное также как «туполевская шарага», из которой был выпущен в 1941 году.

    После начала Великой Отечественной войны КБ Архангельского было объединено с КБ Туполева после чего было эвакуировано в Омск.

    Александр Архангельский вновь был назначен заместителем главного конструктора.

    В 1943 году Александр Архангельский вместе со всем персоналом КБ Туполева вернулся в Москву, где работал на авиазаводе № 156 над модернизацией Ту-2.

    В конце 1945 года, когда И.В.Сталиным поставлена цель по созданию стратегических бомбардировщиков Ту-4, Александр Архангельский стал правой рукой АндреяНиколаевича Туполева. Летом 1947 года опытная партия самолётов Ту-4 участвовала в воздушном параде над Москвой.

    С 1971 года Александр Архангельский работал председателем Научно-технического совета ОКБ А.Н.Туполева и главным конструктором ОКБ.

    Доктор технических наук (1940).

    Заслуженный деятель науки и техники (1947).

    Герой Социалистического Труда (1947).

    Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий.
    А. А. Архангельский умер 18 декабря 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

    Ответить Подписаться