Постепенно Центральный банк существенно ужесточил регулирование рынка микрокредитования. Однако для большинства российских МФО это не стало серьезной проблемой: они быстро адаптировались к новым условиям и даже смогли получить рекордную прибыль. В целом объем выдач займов повысился на 30% (ранее этот показатель составил всего 22%), достигнув значения в 1 трлн рублей.
Центральный банк пытался охладить рынок микрокредитования путем ввода макропруденциальных лимитов, которые усложняли получение займов для потенциальных клиентов, уже имеющих высокую долговую нагрузку. Несмотря на это, микрофинансовые организации сумели удержаться на плаву. Они даже без труда справились с более серьезными изменениями — снижением максимальной процентной ставки и максимальной переплаты по займам. За год чистая прибыль МФО составила 57 млрд рублей.
Благодаря снижению максимальной ставки и переплаты прибыльность по некоторым высокомаржинальным сегментам заметно снизилась. Во второй половине года те МФО, которые специализировались на выдаче наиболее доходных краткосрочных займов, потеряли около 17% прибыли. И это несмотря на то, что объем выдачи увеличился по сравнению с первой половиной года на 18%, поскольку заемщики находят новые и новые плюсы в быстрых кредитах.
Чтобы компенсировать потери, микрофинансовые организации были вынуждены начать предлагать и среднесрочные займы. В первую очередь этот продукт направлен на привлечение и удержание качественной целевой аудитории, которой по каким-либо причинам отказывают банки (например, из-за ужесточения макропруденциальных лимитов). В результате, все остаются в плюсе: у МФО появляются новые клиенты, а заемщики получают более лояльные условия.
Таким образом, микрофинансовые организации продемонстрировали высокий уровень адаптивности и легко подстроились под новые условия. Эксперты уверены, что в следующем году количество выдач займов увеличится на четверть, прибыль МФО вырастет почти на 40%, а портфель — на 20%. Микрофинансовые организации, которые уже успели адаптироваться к новым условиям, продолжат усиливать свои позиции. Также эксперты предполагают, что хороший рост покажут те МФО, которые являются дочерними структурами банков, маркетплейсов, платежных систем, мобильных операторов и т.д.